Вторник, 08 Март 2011 12:16

Нагорная проповедь

joomplu:1268Евангелист Матфей завершает тему «большей праведности» (Мф.5,21-47) призывом подражать Отцу Небесному в Его  совершенстве (греч. телеос). Слово «совершенный» в Писаниях никогда не применялось по отношению к Богу, так описывались лишь вещи или люди, в которых не было никаких недостатков. Например, совершенными назывались животные, предназначенные для жертвы – у них не должно было быть никаких физических изъянов. Когда же это слово применялось по отношению к людям, оно означало, что они достигли физической или духовной зрелости.

Вторник, 08 Март 2011 10:52

Архиерейский дом

joomplu:126510 сентября 1894 года согласно высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода Владикавказская епархия была выделена из состава Грузинского Экзархата и стала самостоятельной, а епархиальный архиерей стал именоваться «Владикавказским и Моздокским».
5 октября 1894 года указом Святейшего Синода было предписано открыть при Владикавказском архиерее Духовную консисторию. Открытие ее состоялось 17 ноября 1894 года.
Для строительства архиерейского дома во Владикавказе была отведена земля и в августе 1895 года для епископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Сеньковского) построен дом на Дворцовой площади вблизи атаманского дворца. Переехав в новый дом, владыка Владимир старый дом на Сергиевской улице передал Духовной консистории.

joomplu:1264В конце января в Государственном Кремлевском дворце Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия XIX Международных рождественских образовательных чтений.

Тема чтений этого года – «церковь и государство: соработничество в решении общих задач», а в числе основных направлений работы указаны «Катехизация и Таинства Церкви», «Церковь и школа: взаимодействие церковной, государственной и негосударственной систем образования», «Семья в XXI веке», «Церковь и общество», «Церковь и культура», «Церковь и СМИ», «Церковь и наука».

27.02.11

joomplu:1081В связи с проявлениями неоязычества в Северной Осетии ежедневная государственная «Российская газета» в лице корреспондента Элины Марзоевой обратилась за комментариями сложившейся ситуации к благочинному православных церквей РСО–А протоиерею Василию Шауэрману. Предлагаем текст этого интервью.


joomplu:1252Последние несколько лет полемика о необходимости обязательного оглашения перед крещением все больше набирает обороты. Подобному оживлению внутренней церковной жизни можно только радоваться. Радоваться тому, что внутри самой Церкви появляется все больше людей – епископов, священников, богословов, которые прекрасно понимают, что все разговоры о том, что в России 80% населения – православные христиане, и что Россия – православная страна, это всего лишь разговоры. На самом же деле, среди жителей страны практически каждый может указать свой знак гороскопа, и только ничтожный процент может воспроизвести наизусть молитву «Отче наш…», не говоря уже о Символе Веры, знании Евангелия и регулярного участия в Таинствах. В свете этого и многих других фактов, говорящих об оккультном, магическом понимании духовности очень многими людьми, оценка протодиаконом Андреем Кураевым России как страны победившего оккультизма представляется вполне объективной.

joomplu:1239Евхаристия не может считаться просто одним из семи Таинств Церкви, но, будучи источником, средоточием и целью всех Таинств, она является Таинством самой Церкви. И поэтому Православие понимает Евхаристию соборно, а не индивидуалистически, как это принято в большинстве приходов.

Например, священник может считать, что совершает Евхаристию для «мирян», а не совместно с ними в сослужении народа Божьего.

С другой стороны мирянин может придти на Евхаристию, но не причащаться, так как считает, что или не готов или не достоин, или не хочет причащаться у этого батюшки.

Все это и многое другое полностью затемнило Православное учение о Церкви и Евхаристии. Пора возвращаться из «Вавилонского плена» (прот. Георгий Флоровский) к Православному пониманию Церкви и Евхаристии.

joomplu:1257Издавна в Православной церкви существует благочестивая практика давать имена при крещении в честь святых угодников. Эта практика устойчиво и безусловно закрепилась в РПЦ (Русской Православной Церкви) начиная с 1863 года, когда в Московской синодальной типографии впервые был отпечатан "Христианский Месяцеслов", а немного позже и "Месяцеслов всех святых". С этого времени широко распространившаяся практика именовать новокрещенных именами почитаемых святых приняла в Русской Православной Церкви особенный статус негласного, но строго обязательного церковно-канонического правила.

Понедельник, 14 Февраль 2011 14:53

Уроки нравственности

joomplu:1146В стенах «Профессионального училища № 8» г. Беслана в рамках факультатива «Духовно-нравственное воспитание» проходят занятия в формате видеоуроков «Уроки нравственности». Их проводит иерей  Сергий Мальцев, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца г.Беслана.

Идея создать цикл из десяти видеофильмов под общим названием «Уроки нравственности» принадлежит писателю, председателю Российского детского фонда, президенту Международной ассоциации детских фондов Альберту Анатольевичу Лиханову. Он также директор Научно-исследовательского института детства Российского детского фонда и академик Российской академии образования.

joomplu:1135Митрополит Арсений (Авксентий Георгиевич Стадницкий) родился 22 января 1862 г. в Бессарабии, в семье настоятеля церкви в селе Комарове; мать происходила из молдавского священнического рода. После учебы в Единецком духовном училище он поступил в Кишиневскую семинарию, которую окончил в 1880 г. с отличием и считался одним из лучших ее певцов. С сентября 1880 г. преподавал в Единецком училище и предполагал продолжить образование в университете, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в Киевскую духовную академию (КДА). В годы учебы писал для студенческого журнала. «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента – паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением от паломничеств в 1885 г. Сочинение было удостоено премии митрополита Макария (Булгакова). В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем греческого языка в Кишиневскую семинарию, где преподавал также церковное пение, догматическое богословие и ряд других предметов. Преподавательскую деятельность он совмещал с административным служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г. – комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишиневской епархии, участвовал в миссионерских съездах в Москве, в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887–1896 гг. был редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей». В 1895 г. был назначен инспектором Новгородской семинарии, в 1896 г. удостоен степени магистра богословия.

Среда, 09 Февраль 2011 17:40

Книга «Премудрости Соломона»

МУДРОСТЬ И ПРАВЕДНОСТЬ

joomplu:1134Программный «девиз» книги «Премудрости» помещен в самом ее начале: «Любите праведность, судьи земли, право мыслите о Господе… Ибо неправые умствования отдаляют от Бога… В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху,  ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований» (Прем.1,1-5). Эта тема проходит красной нитью через все сочинение. Дарование и приобретение мудрости служат, так же как и соблюдение заповедей (Прем.6,18), праведности, которая, в свою очередь, несет в себе бессмертие: «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» (Прем.1,15).