Вторник, 11 Октябрь 2011 08:01

Дети Беслана побывали в православной Германии

Летом этого года пятьдесят юношей и девушек из Москвы, Владикавказа, Беслана, Цхинвала и Берлина побывали в первом православном молодежном паломничестве по святым местам и центрам русской культуры Германии.
Осетию представляли 18 ребят в сопровождении игуменьи Нонны, настоятельницы Аланского Богоявленского женского монастыря, и монахинь - насельниц Марии, Маргариты и Георгии. О том, как проходила эта поездка, рассказала матушка Георгия.

– «Православная Германия глазами детей» – это проект молодежного паломничества по православным местам Германии, организованный Русской православной церковью заграницей совместно с общественной организацией Tangere e.V. при поддержке фонда «Русский мир». Возраст паломников – от 14 до 20 лет. Наполовину это дети из русскоязычных православных семей, родившиеся и выросшие в Германии, другую половину составляет молодежь из Осетии – дети, пережившие бесланскую трагедию в 2004 или обстрелы Цхинвала в 2008 году.

Паломничество состоялось по благословению архиепископа Германского и Великобританского Марка, руководили ей наш земляк, настоятель Покровского храма Берлина иерей Андрей Сикоев и директор русской школы «Улыбка», которая находится в этом же храме, Лариса Граф.

Утром отец Андрей отвел нас в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Батюшка рассказал историю своего молодого храма, о берлинском приходе и немного о своей жизни: о том, как в сентябре 2004-го приехал в Беслан, как познакомился с матушкой Нонной, как старается с тех пор всячески помогать монастырю…

Далее мы отправились в церковь Равноапостольных Константина и Елены при русском кладбище – землю туда специально возили из России, чтобы эмигранты были похоронены в родной земле. Встречавший нас настоятель храма отец Сергий рассказал о церкви и провел нас по кладбищу. Он показал нам памятник Глинке, могилы правнучек Пушкина и Дантеса – волею судеб они лежат рядом, могилы отца знаменитого режиссера Эйзенштейна и отца Набокова…

Из Константино-Еленинского храма мы отправились в кафедральный собор Воскресения Христова, а потом поехали на экскурсию по Берлину. Осмотрели Бранденбургские ворота, побывали в рейхстаге. Интересно, что любой желающий может купить билет и пройти на заседание парламента. Нас провели по зданию, показали специально сохраненные немецким правительством надписи советских солдат на стенах рейхстага в победном мае 1945-го.

На следующий день мы отправились в Потсдам, где нам показали дворец Фридриха Великого, который потряс нас своим размахом и великолепием. Далее наш путь лежал в храм Благоверного князя Александра Невского в поселке Александровка. И поселок, и храм были построены Фридрихом Вильгельмом III в память о своем друге императоре Александре I в 20-е годы XIX века. Этот храм, настоятелем которого вот уже более двух десятилетий является отец Анатолий, – старейший приход Русской православной церкви не только в Германии, но и во всей Европе.

Третий день начался с экскурсии по гамбургскому порту. На небольшом катере мы плавали по нему несколько часов, рассматривая огромные грузовые корабли, любуясь видом на город и вдыхая запах соли, рыбы и машинного масла. Затем нас ждала дорога далее, в городок Ротенбург, где мы остановились на ночлег. Городок поразил нас уютом, свежестью, чистотой, аккуратностью и, более всего, тем, как принято в маленьких немецких городках: редкие прохожие обязательно здоровались с нами.

Затем наша группа добралась до города Дармштадта. Это один из главных промышленных городов Германии, и во время Второй мировой войны ему досталось порядочно. Но каким-то чудом храм Марии Магдалины, куда мы направлялись, практически не пострадал. Он был заложен в далеком 1897 году и построен за два года по проекту Луи Бенуа. Это самый оригинальный храм, что мы видели, а все потому, что он был построен как «домашний» храм супруги Николая II Александры Федоровны, дочери Великого герцога Людвига IV. В нем нет классической строгости и подчиненности канонам – он проще и уютнее. А перед храмом – кленовая аллея и небольшой бассейн, на дне которого выложены мозаичные лилии. Мы долго любовались всей этой красотой.

Следующим мы посетили храм Преображения Господня в Баден-Бадене. Настоятелем этого маленького, даже крохотного, храма является митрофорный протоиерей Миодраг Глисич, серб по происхождению. Он давно уже служит в этой церкви и словно бы стал частью ее.

С экскурсоводом Верой мы побродили по Баден-Бадену. Узенькие, горбатые улочки неожиданно упираются в высокие соборы и старинные церкви, всюду по городу рассажены цветы, и вообще казалось, что это не город, а сад.

Пятый день поездки мы встретили в Штутгарте. У подошвы холма Вюртемберг вышли из автобуса и до вершины шли пешком – там, наверху, находится православная погребальная часовня-ротонда королевы Екатерины Павловны, супруги вюртембергского короля Вильгельма I. Екатерина провела в Германии всего три года, умерев от воспаления легких в январе 1819 г. в возрасте тридцати лет. После ее смерти супруг приказал срыть свой фамильный замок и на его месте построить вот эту самую часовню-усыпальницу. Впоследствии там же были похоронены сам Вильгельм и его дочь Мария.

Усыпальница эта больше похожа на древнегреческий храм, чем на православную часовню. Высокие мраморные колонны перед Царскими вратами, в греческом стиле выполненные фигуры евангелистов в нишах, белоснежные стены и купол – все отсылает нас к античности. После посещения этой часовни и особенно мрачной и торжественной усыпальницы было как-то странно выходить на яркий солнечный свет. С холма, сплошь покрытого виноградниками, открывается чудесный вид на Штутгарт, а небольшие домики с красными черепичными крышами создают какой-то средиземноморский пейзаж, но все это казалось почти нереальным, слишком ярким и радостным, слишком живым.

Далее мы прибыли в храм Святителя Николая, где тем вечером служил архиепископ Берлинский и Германский Марк.

Храм был освящен в 1895 г. Внутреннее убранство церкви привезли из придворной часовни королевы Вюртембергской русской княгини Ольги Николаевны – это ей принадлежала идея создать этот храм. А под храмом была создана богатая библиотека. В сентябре 1944 года прямым попаданием зажигательной бомбы союзников храм был разрушен. Обрушились колокольня и купол, сгорела библиотека, погибло внутреннее убранство. К счастью, в дальнейшем храм был восстановлен.

Утром следующего дня мы отправились в столицу Баварии Мюнхен. Долгие годы русское землячество в Мюнхене пыталось приобрести землю, на которой можно построить храм, и в 1993 году был приобретен участок с уже стоящим на нем храмом – участок бывшего американского военного поселка; это произошло в годы объединения Германии, когда американская армия покидала немецкую землю. Полгода спустя, 12 июня 1994 года, было совершено первое архиерейское богослужение в новом храме – кафедральном соборе Святых новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая. Как мы узнали, часть росписи храма и настенная роспись придела Святителя Николая были выполнены Тамарой Сикоевой, супругой нашего батюшки Андрея. Еще одним приятным сюрпризом для нас стали слова о том, что в соборе хранятся мощи осетинских святых, князей Ксанских Шалвы и Елизбара. Потрясенные, мы приложились к мощам, и собор сразу показался каким-то родным.

Оттуда наша группа отправилась в мужской монастырь Преподобного Иова Почаевского. Архиепископ Марк уже ждал нас там и долго увлеченно рассказывал о том, как пришел в монастырь и как получил сан. Монастырская братия провела нас по территории, показав и рассказав, чем она занимается и как монастырь зарабатывает на жизнь. Нам показали свечной цех с чаном растопленного золотого воска, печатную мастерскую, где выпускается «Вестник Германской епархии», и старые печатные станки. Владыка все это время провел с нами.

На следующий день мы посетили знаменитый замок Нойшванштайн, «Новый Лебединый камень», построенный Людвигом II на берегу Шванзее, Лебединого озера, и срисованный Уолтом Диснеем для эмблемы своей киностудии; а озеро у его подножия вдохновило Чайковского на создание всемирно известного балета.

Людвиг II был влюблен в легенды Средневековья и не любил свое время, поэтому в свой замок собрал по кусочку от всех эпох, историй и традиций Средних веков. Каждый зал представляет собой одну страницу истории Европы, фрески на стенах иллюстрируют легенды и реальные события давно ушедших веков; а из узких окон открывается потрясающий вид на старый замок, озеро и Баварию.

В семь часов нас ждали в Мюнхенском женском монастыре на литургии – это и была третья встреча с владыкой Марком.

После литургии и причастия все собрались на монастырском дворе. Всю неделю, пока мы катались по Германии, в монастыре проходил детский лагерь для девочек. Неделю они жили в монастырских кельях, помогали сестрам и матушке Марии, учились церковным канонам, и теперь пришло время подвести итог всего, чему они научились. Мы приехали как раз в день закрытия лагеря.

Сестры вручили девочкам небольшие призы – за самую чистую келью, за самое благопристойное поведение на службе, за «нехождение» по чужим кельям. Потом дети показали маленькую сценку о том, как Ежик собирал зверей в ковчег Ноя перед Великим Потопом.

Пришло время и нам показать себя. Три пары из нашей компании переоделись в национальные костюмы. Танцевать симд в длинных платьях, на кочках и нескошенной траве было очень сложно, но ребята справились просто отлично.

Расставшись с монастырем, мы отправились в обратный путь в Берлин. Следующее утро в Берлине, как и первое, началось с литургии в Покровском храме, после которой все – наша группа и прихожане храма – собрались в маленьком дворике. На небольшой площадке, выложенной плиткой, ребята, на этот раз спокойно, повторили симд и хонга, а потом мы увлеклись и пожелали танцевать еще. Закончилось тем, что все без исключения – дети, родители, батюшка и даже сестры во главе с матушкой Нонной – встали в один огромный симдовский круг. Мы так растанцевались, что едва не опоздали на корабль, подошедший прямо к храму (храм стоит на самом берегу Шпрее). Загрузившись на катер, мы отправились в трехчасовое плавание по Берлину.

В последний день своего пребывания в Германии мы посетили знаменитый Берлинский зоопарк, а затем на бульваре Курфюрстендамм ребята походили по магазинчикам, покупая нехитрые сувениры.

На обратном пути в Россию, по словам ребят, Германия с ее игрушечными домиками, таинственными замками и озерами казалась уже сказкой, в которую они попали на десять дней, а отец Андрей – добрым волшебником. Им было грустно и все же тепло на душе от новых друзей и всего того, что они узнали за это время.

– Что, на ваш взгляд, произвело на ребят самое большое впечатление?

– Для них большим открытием была в целом православная, русская сторона Германии. Они не знали, что русское православие присутствует в Германии уже около трехсот лет. А ведь первая православная часовня появилась в Берлине еще при Петре I (позже этот храм был перенесен на территорию русского посольства). А как таковое православное храмостроительство в Германии началось в 1829 году с постройки Свято-Александровского храма в Потсдаме, который мы посетили.

Постройки других храмов были обусловлены династическими связями, как, например, храм Св. Елизаветы в Висбадене, церковь-усыпальница в Веймаре на кладбище, где покоятся Гете и Шиллер, храм в Дармштадте, построенный в 1899 году в память венчания царей-мучеников, и многие другие.

Возникновением других очагов русского православия на территории Германии мы обязаны многочисленным курортам на водах. С этими курортами связаны имена выдающихся людей России – ученых, философов и писателей, таких как Гоголь, Анненков, Жуковский, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Глинка, Л. Толстой, Чайковский... Практически в каждом курортном городе есть свой православный храм.

Все увиденное и услышанное за эти дни надолго останется в душах ребят. Но самое главное – они общались со своими сверстниками, представителями других народов, и это общение поможет им лучше понимать других людей, другую культуру.

– А что из всего увиденного вы хотели бы перенять для нашей республики?

– На обратном пути домой, когда обсуждали увиденное, мы затронули этот вопрос, и все были согласны в одном – было бы прекрасно, если бы наши города и села так же утопали в зелени и цветах, как германские городки. Дело не только в клумбах и газонах – немцы мастера украшать дома: повсеместно здания увиты диким виноградом и другими плетущимися растениями, на окнах разнообразные цветы. Все это создает особую атмосферу. Среди такой красоты и сорить не хочется, наоборот, возникает желание внести свой вклад в благоустройство. Вот и ребята, насмотревшись, стали обсуждать, чем и как можно украсить дома, где какие посадить цветы. А это тоже огромный позитивный результат нашей поездки.